Максим Викторович Окулович поделился своим мнением по поводу продажи рыбы Карельских хозяйств. Он считает, что каждая компания обладает своим секретом успеха выхода на рынок. Здесь вряд ли можно сформировать особый штамп, которым могут воспользоваться остальные рыбные фермеры независимо от величины созданного хозяйства.
Брендирование.
Много лет назад создали компанию, и под заданным брендом продукция начала выводится на рынок продаж. Большая часть товаров продается в оптовых форматах. Продажи в розницу через собственные магазины - это просто дополнение к глобальным поставкам.
Через собственные интернет-магазины отправляется около 20 % в соотношении со всей выручкой. Говорить о том, что мы на этом много зарабатываем тоже будет большой ошибкой, так как расходы на содержание Интернет-магазина и розничной сети немалые.
Необходимо оплачивать услуги менеджеров, а также транспортные перевозки, ведь ферма расположена в 220 км от Санкт-Петербурга и в 1000 км от Москвы. Логистика забирает очень много средств, однако, по мнению Максима это правильный подход. Нужно пытаться охватить все возможности. У любого рыбного фермера должна быть сформированная база клиентов, которые будут регулярно запрашивать большую долю выращенной рыбы.
Он находится на этом рынке порядка 8 лет и за все эти годы он убедился в том, что при грамотном подходе невозможно найти фермера, который скажет, что не смог продать весь объем выращенной форели и он понес серьезные убытки.
В его представлении рыба - продукт, который продавался и будет продаваться всегда, может стать замещением мяса и курицы. Эта полка на рынке очень востребована. Однако, то количество форели в Карелии, которое выращивается под его руководством, по его мнению, слишком мизерное среди объема красной рыбы, необходимой для потребителей Россиян. Есть возможности для увеличения продаж.
На данный момент сформировано солидное хозяйство на территории Мурманска. Там выращивается порядка 45 000 тонн по взращиванию горбуши, других лососевых видов. Много горбуши поступает с Дальнего Востока. Карельская форель заняла очень малую долю рынка и у Максима не возникает проблем с продажами даже в то время, когда экономика нестабильна.
Лучший выход – сделать свой бренд, сделать логотип, который будет узнаваем.
Например, на территории Карелии много рыбных ферм, и многие из них стали выделять свой продукт на фоне остального. Некоторые наклеивают на жабры этикетки, другие поставляют сырье в брендированных упаковках и при помощи собственной системы логистики. Вариантов действительно масса. Главное – поддержать и укрепить бренд.
Переработка рыбы.
На вопрос о том, что правда ли то, что многие крупные потребители могут выставлять слишком жесткие требования по объемам, графику отгрузки, качеству и т.д. он ответил следующее.
Стандарт качества действительно существует, и он утвержден на законодательном уровне. Если заниматься выращиванием 300 тонн рыбы в год, то невозможно не столкнуться с переработкой, так как это и отразиться на качестве.
На сегодня существует множество цехов, где обрабатывается продукция, где могут сделать икру, филе, стейки, полуфабрикаты. На сегодня, на просторах его хозяйства выращивается и отгружается порядка 1000 тонн рыбы в год, и имеется цех переработки.
Качество выдерживается на должном уровне. Что касаемо малых хозяйств, то с объемом в 300 тонн можно отказаться от содержания собственного цеха переработки, на это могут потребоваться большие затраты. В осеннее время происходит чрезмерное поступление карельской рыбы, так как с в этот период наступает пик реализации, соответственно, нужно уметь решать поступающие задачи максимально быстро.
Чаще всего маленькие хозяйства выращивают не икорную рыбку, это гораздо проще, так как нет надобности обустраивать место и оборудование для хранения и нереста этих особей, а это – дополнительные вложения.